Новозыбков (историко-архитектурный очерк)

Материал из История Новозыбкова

Один из крупных городов области, центр сельскохозяйственного района. Население на 1989 год около 44,5 тыс. человек. Расположен в равнинной местности с небольшим повышением в районе Людкова.

Новозыбков

Впервые Новозыбков упоминается в 1701 году в "Универсале" стародубского полковника М.А. Миклашевского, предписавшего сотнику Топальской сотни между сельцами Старою и Новою Тростянами, Внуковичами, Людковщиной и др. "вновь слободку... осадити людьми... выслати старинных людей из соседних сел, при которых был отведен под слободу грунт на урочище Зыбкой при речке Корне". Упоминаемая в "Универсале" Людковщина (или Людково), ныне северная окраина города, имеет более древнее происхождение; предания относят ее возникновение к домонгольскому времени. Это подтверждают, в частности, курганные могильники, которые археологи причисляют к древнерусским и датируют 11 - 13 вв. Группа из 17 курганов с неглубокими ровиками в основании расположена на возвышенной территории северо-восточной окраины города, в юго-западной части современного кладбища. Группы из двух и четырех курганов находятся в 0,5 км к северу от города.

Как и другие старообрядческие поселения, слобода Зыбкая получила официальное право на существование после 1708 года за оказание помощи русским войскам в борьбе со шведами. С этого времени население слободы стало быстро расти: в 1716 году здесь уже было 70 дворов. Особенно увеличилось население после т.н. "ветковских выгонок" - разгромов центра старообрядчества, слободы Ветка, в 1735-36 и 1763-64 гг. Ветковские купцы и ремесленники, осевшие в слободе Зыбкой, основали кустарные мастерские, где шили обувь, занимались мыловарением, торговали пенькой, салом, кожами. По ведомости 1764 года в слободе числится 467 семей "подсуседков" (раскольников), а в Людковщине - 67 семей казаков и 158 "владельческих".

По описанию 1781 года, слобода Зыбкая "положение имеет по обеим сторонам протока Зыбкой, на котором плотина и мельница, а поузъ самое селение течет другой проток Корна, на котором плотина об одном амбаре". Население проживало в 373 дворах, где размещалось 528 хат, и в 77 бездворных хатах. Церквей было две — Спаса Преображения, нач. 18 в., и Рождества Богородицы в Людковщине, 1754 года, а также часовня (все не сохранились). В 1782 году к ним добавилась Никольско-Рождественская церковь (перестроена в 1818 году). Все постройки слободы были деревянными.

Дважды в неделю в Новозыбкове проводились торги, а четыре раза в год - ярмарки. В 1781 году торговых лавок было 75 (из них 16 при жилых домах), мыловаренных "заводов" - 14. Известно о существовании кустарных мастерских, где делали "крашенину". Рост промышленности явился причиной преобразования слободы в город: в 1809 году слобода Зыбкая была переименована в город Ново-Зыбков, ставший уездным центром Черниговской губернии вместо выведенного "за штат" города Новое Место. Герб, разработанный для города, не был внесен в Полное Собрание Законов.

В 1826 году утвержден генеральный план города, переутвержденный после корректировки на месте в 1840 году. В указе об учреждении города специально оговаривалось: суммы, получаемые от продажи вина и ранее сдававшиеся в Казенную палату, использовать на строительство и благоустройство. Городская застройка фактически ничем не отличалась от сельской: она состояла из расположенных на небольших участках одноэтажных деревянных домиков под соломенными крышами (указ от 1839 года предписывал "как на вновь возводимых, так и на существующих строениях" устраивать крыши только из соломы). Планировка, регулярная в отдельных районах, в целом производила впечатление хаотичной. Это предопределялось изгибами Зыбкой и Корны, вдоль которых протянулись улицы. В панораме города выделялись вертикальные силуэты церковных зданий. Развитие городской территории было ориентировано на северо-запад и юго-восток, где сложились крупные кварталы, отличные от измельченной планировочной структуры старого поселения. Улицы более поздних районов, а также Людкова имеют в основном широтно-меридиональное направление.

В 1858-61 гг. в городе в 1044 дворах проживало 7349 человек, было 4 церкви. В 1864 году построена первая спичечная фабрика, быстро выросшая в крупное предприятие. По данным 1865 года, промышленных предприятий 77, ремесленников 1610. Новозыбков был крупным торговым центром, здесь проводились четыре ярмарки в год, торговля осуществлялась в 143 лавках, часть которых размещалась на Базарной пл. Дальнейшее развитие производства (открыты еще две спичечные и канатная фабрики, кирпично-гончарный завод) оказало большое влияние на рост города и его населения. Этому же способствовало включение Новозыбкова в систему железнодорожных путей (в 1885 году через город прошла Полесская железная дорога, а в 1901 году новая ветка связала город с Новгород-Северским). По данным 1897 года, в Новозыбкове насчитывается уже 1579 дворов и 14139 жителей; домов 1811, из них 119 каменные. Кроме упомянутых промышленных заведений, указаны кустарные мастерские по производству телег и бричек, маслобойня и мельница; из существовавших тогда восьми церквей - две каменные и шесть деревянных.

После Октябрьской революции, в предвоенные пятилетки застройка города продолжалась в границах плана 1840 года. Значительно расширилась спичечная промышленность, построены консервный завод и промкобинат. За время немецко-фашистской оккупации (август 1941 г. - сентябрь 1943 г.) все предприятия были уничтожены. В послевоенный период в первую очередь восстанавливалась промышленность города. На его западной окраине, на месте бывшей спичечной фабрики "Волна революции" были выстроены корпуса машиностроительного завода (сохранил прежнее название), выпускающего деревообрабатывающие станки. Отстроены консервный завод, швейная и обувная фабрики, предприятия местной и кооперативной промышленности. К 1968 году население города достигло 30 тыс. человек.

Современный Новозыбков в значительной степени сохранил облик старой промышленно-торговой слободы. Центральная Октябрьская площадь (бывшая Базарная) расположена при впадении Зыбкой в Карну, ныне обмелевших и превратившихся из речек в ручьи. Ранее здесь скрещивались торговые пути - тракты на Злынку, Клинцы, Новое Место, Климово, впоследствии ставшие основными транспортными улицами города. На восточной окраине вдоль Карны протянулась промзона, связанная с центром улицей Ленина. Несколько стыкующихся под тупым углом улиц создают своеобразные полукольцевые магистрали. Так, от находящейся в северной части города Советской площади к югу отходит улица Нахимова, продолженная после Красной площади улицей Воровского. Встречаясь с последней, Набережная улица меняет направление на юго-восток, а далее, уже на восток, ее продолжает Цветочная улица, приводящая на Вокзальную площадь. Это полукольцо сдублировано вторым, более широким, образованным улицами Красногвардейской, Лермонтова и Полевой.

В пределах меньшего полукольца находятся почти все памятники архитектуры Новозыбкова. Здесь, на бывшей Нижней улице сохранился один из домов (ул. Синицына, д. 18) первых поселенцев-старообрядцев. Это сооружение 1-й трети 18 в. в виде сложенной из крупных бревен простой клети под двускатной кровлей достаточно выразительно характеризует прежнюю застройку слободы Зыбкой. Недалеко от Октябрьской пл. расположены два деревянных храма: Никольско-Рождественский, 1818 год (ул. Набережная, д. 41) и Спаса Преображения, нач. 20 в. (ул. Первомайская, д. 7). Особенно значителен первый, расположенный на берегу Зыбкой, - прекрасный образец архитектуры позднего классицизма, с крупной величественной колокольней, с оригинальной двухъярусной композицией, имитирующей базиликальную структуру. Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1911-14 гг. на средства купца-старообрядца Кублицкого, - характерный для своего времени деревянный храм в русском стиле, с живописной композицией, в которой доминирует основной объем (восьмерик на четверике), с кокошниками у основания граненого купола и луковичной главой на двухъярусной восьмигранной шее. Возвышаясь над одноэтажной усадебной застройкой, церкви образуют пространственные связи с удаленными районами города. Окруженный высокими деревьями каменный собор Чуда Архангела Михаила, 2-я пол. 19 в. (Красная площадь, д. 13) - бесстолпный купольный храм в русском стиле - также участвует в формировании городского пространства благодаря расположению на возвышенности, а его главки включаются в общую панорамную композицию.

В отдалении, на высоком холме, имеющем вид старого городища, еще недавно поднималась над низкой застройкой Людкова древняя деревянная церковь Рождества Богородицы (уничтожена пожаром). Будучи единственной вертикалью северо-восточной части Новозыбкова, церковь служила акцентом в ее пространственной композиции и связующим элементом с центром города.

Застройка Новозыбкова до настоящего времени в основном одно-двухэтажная, деревянная. Среди сохранившихся зданий наиболее интересен жилой дом местных купцов Абросимовых (ул. Ленина, 12), расположенный в центральной части города. Срубленный из бревен в 1896 году, он представляет собой своеобразный памятник деревянного зодчества, выполненный в русском стиле. Выразительность его облика в значительной степени определяет оригинальная скатная с переломами кровля, а в богатом декоре большую роль играет сквозная и накладная резьба. Интересный образец застройки города рубежа 19-20 вв. - жилой дом (ул. Ленина, д. 24), расположенный недалеко от центра, в глубине участка. Его декор включает типичный для местной архитектуры широкий многорядный кружевной подзор под карнизом. В то же время массивные наличники окон с лучковым завершением, образованные пилястрами по сторонам и оригинальными сандриками из разрезных деталей, напоминающих "нарышкинское" барокко, а также и парные нишки в подоконной части в убранстве зданий Новозыбкова больше не встречаются. Нарядный деревянный жилой дом (ул. Ленина, д. 78), сооруженный в 1904 году владельцами спичечной фабрики "Волков и сыновья", отличается своеобразной объемной композицией, которую создает сложный по конфигурации мезонин. Резной декор его фасадов традиционен для региона. С 1948 года в здании помещается краеведческий музей.

Нынешние улицы Красная и Рокоссовского были торговыми в дореволюционном Новозыбкове; здесь сохранилось много деревянных домов старой застройки. Из малых архитектурных форм интересны ворота (в основном в районе Людкова) со своеобразными ступенчато-треугольными фронтонами навесов над вертикально обшитыми створками. Многие здания украшены накладной и пропильной резьбой, в Людкове отличающейся особым разнообразием.

Каменные постройки кон. 19 - нач. 20 в. расположены по улицам Ленина и Коммунистической, вблизи площади Октябрьской революции. Среди них интересны общественные здания, занимающие важное положение в структуре города. Наиболее значительное, выполненное в кирпичном стиле, возведено в 1884 году купцом Певзнером (ул. Ленина, д. 1). Ризалиты по центру и по краям объема, завершенные фигурными фронтонами, шатровая башенка над срезанной угловой частью, руст первого этажа, нарядные наличники окон второго и др. элементы декора выделяют это здание среди окружающих домов. В том же кирпичном стиле сооружены здания сельскохозяйственного технического училища, 1887-89 гг. (ул. Мичурина, д. 67) и женской гимназии, 1883 год (ул. Коммунистическая, д. 10). Заметно отличается архитектура здания банка (ул. Коммунистическая, д. 33), возведенного в 1902 году в северо-западной части города, с использованием ренессансных мотивов, что характерно для банковских зданий этого времени. Для жилых построек Новозыбкова периода эклектики типичен облик дома Пешехонова (ул. Воровского, д. 36), построенного в 1882 году под очевидным влиянием кирпичного стиля. В архитектуре двухэтажного здания дворянского собрания (ул. Ленина, д. 13) хорошо прослеживаются элементы позднего классицизма (арочные окна с замковыми камнями, сдвоенные рустованные лопатки, подкарнизный фриз из нишек).

Современный Новозыбков, не отличающийся особенной живописностью местоположения, обладает, тем не менее, безусловной индивидуальностью. Его тихие улицы, застроенные большей частью деревянными домами, немногочисленные, но достаточно своеобразные каменные здания, так редко встречаемые в городах деревянные храмовые сооружения (Никольско-Рождественская и Спасо-Преображенская церкви) и каменный собор Чуда Михаила Архангела создают особый, свойственный данному городу образ торгово-ремесленного старообрядческого поселения.

В 1982 году в московском институте "Гипрогор" разработан проект застройки Новозыбкова, который развивает существующую планировочную структуру, ориентируя ее дальнейшее расширение в юго-восточном направлении.

Банк, нач. 20 в.

ул. Коммунистическая, д. 33.

Банк

Расположен в северо-западной части города на красной линии улицы. Возведён в 1902 году из кирпича. Хороший образец уездного общественного здания рубежа 19-20 вв., внушительная архитектура которого выдержана в формах Ренессанса, что свойственно банковским постройкам этого времени.

Двухэтажный прямоугольный в плане объём вытянут вдоль улицы и завершён кровлей на два ската. Нарядный декор сосредоточен на главном, уличном фасаде с небольшими ризалитами по краям. Нижний этаж с крупными арочными окнами, заключёнными в массивные наличники с пилястрами, архивольтами и замкóвыми камнями, имеет рустовку на ризалитах и лопатки между окнами. Двухколонный массивный портал с фронтоном акцентирует вход в центре фасада; в правом ризалите устроен сквозной проезд во двор. Во втором этаже парные арочные окна с архивольтами разделены пилястрами с ширинками. Междуэтажный пояс украшен фигурными досками; в завершении проходит антаблемент с широким фризом и профилированным карнизом, раскрепованным над углами ризалитов. Во втором этаже ризалитов расположены балконы с решёткой ромбовидного рисунка. Постаменты-тумбы по краю кровли на пилястрами свидетельствуют о существовании между ними первоначально металлической решётки.

Гимназия женская, кон. 19 в.

ул. Коммунистическая, д. 11.

Гимназия женская

Расположена в центре города, поставлена по красной линии улицы. Возведена в 1883 году из кирпича и окрашена по кладке. Характерный памятник кирпичного стиля, свойственного общественным постройкам Новозыбкова периода эклектики.

Трёхэтажное прямоугольное в плане здание имеет в центре главного, уличного фасада ризалит в пять осей окон. В нарядном декоре фасадов выделяются рустованные угловые лопатки с фланкирующими их вертикальными нишами со ступенчатым верхом. Этажи завершены карнизами, украшенными во втором и третьем этажах ширинками, различными зубчиками, а также декоративными машикулями над лопатками с узенькими щелевидными нишками. Над лучковыми перемычками окон - выступающие доски, а под проёмами - фигурные нишки с зубчиками. Окна верхнего этажа ризалита отличаются арочным завершением с архивольтами.

Дом жилой, рубеж 19-20 вв.

ул. Ленина, д. 24.

Дом жилой

Расположен недалеко от центра города и поставлен с сильным отступом от красной линии улицы, в глубине участка. Стены рублены из брёвен без остатка и обшиты тёсом, цоколь кирпичный, оштукатуренный и побеленный. Хороший образец жилого дома, характерного для застройки Новозыбкова этого времени, с обильным резным декором своеобразного рисунка.

Одноэтажное прямоугольное в плане здание завершено пологой четырёхскатной вальмовой кровлей. Его протяжённый уличный фасад в шесть осей окон лишён симметрии из-за расположения входа на левом фланге и двух сближённых оконных проёмов на правом. Края фасада закреплены пилястрами на постаментах; раскрепованный под ними цоколь имеет тонко профилированную верхнюю часть. Под карнизом проходит широкая полоса ажурного кружевного подзора из нескольких рядов пропильной сквозной резьбы, типичной для местного региона.

Необычны лишь крупные и несколько тяжеловатые наличники окон с лучковыми перемычками. Они состоят из боковых пилястр с накладными ромбами, орнаментальных узоров в парных нишах подоконной части и напоминающих «нарышкинское» барокко разрезных (как бы «разорванных») деталей над сандриками. Ряд элементов резьбы подчёркнут побелкой, что выделяет их на тёмно-синем фоне малоудачной нынешней окраски фасада. Над входом укреплён металлический ажурный зонт на кронштейнах.

Дом жилой, 1-я треть 18 в.

ул. Синицына, д. 18.

Дом по ул. Синицына, 18

Расположен среди рядовой застройки улицы, недалеко от центра. Один из первых деревянных домов поселенцев-старообрядцев в основанной ими слободе Зыбкой. Небольшая квадратная в плане изба рублена из крупных брёвен с остатком и перекрыта двускатной кровлей с зашитыми тёсом фронтонами; к более позднему времени относится кирпичное основание, появившееся в связи с осадкой грунта. Архитектура здания отличается простотой и суровостью. Единственным декоративным элементом являются простые наличники окон со ставнями, относящиеся, очевидно, уже к 19 веку.

Внутри помещение разделено по функциональному признаку на две почти равные части, границей между которыми служит потолочная балка. В ближайшей ко входу (хозяйственной части) справа от двери в углу находится печь, а в левой стене - окно. Дальняя от входа часть была горницей, она хорошо освещена благодаря двум окнам в боковой и торцовой стенах.

Дом жилой Абросимовых, кон. 19 в.

ул. Ленина, д. 10.

Дом жилой

Расположен в центре города, поставлен по красной линии улицы. Построен в 1896 году для местных торговцев братьев Абросимовых. Стены рублены из брёвен, главный фасад обшит тёсом, основание кирпичное, оштукатуренное. Своеобразный памятник деревянного жилого зодчества Новозыбкова в русском стиле, следующий формам народной архитектуры.

Одноэтажное здание с низким полуподвальным этажом, трактованным как цоколь, в плане близкое к прямоугольнику. Оно завершено фигурной, скатной с переломом кровлей оригинального рисунка, которая во многом определяет выразительность его облика. Боковые части главного, уличного фасада в два окна слегка выдвинуты вперёд и завершены крупными фронтонами в две трети круга, которые образуют бочкообразные цилиндрические покрытия с полицами над скатом крыши. Торцы дома с выступами в центре фасадов увенчаны трапециевидными фронтонами. Сквозная и накладная пропильная резьба играет главную роль в богатом декоре, включающем нарядные наличники окон, пилястры на углах ризалитов и выступов и широкие, сильно вынесенные карнизы с кружевными подзорами. Выразительна различная обшивка стен: вертикальная в нижней части стен, горизонтальная в остальных частях и фигурная (четырёх типов) в тимпанах, украшенных своеобразным мотивом звёзд с расходящимися из центра лучами.

Дом жилой Волковых, нач. 20 в.

ул. Ленина, д. 78.

Дом жилой

Расположен в западной части города, на углу с улицей Ломоносова, играет важную роль в окружающей застройке. Сооружён в 1904 году владельцами местной спичечной фабрики «Волков и сыновья». Стены рублены из брёвен с остатком, цоколь кирпичный. Тогда же построена кирпичная оградка участка. С 1948 года в доме размещается Новозыбковский краеведческий музей. Интересный образец богатого деревянного жилого дома начала 20 века в Новозыбкове, отличающегося своеобразной объёмной композицией и традиционным для этого региона резным декором фасадов.

Одноэтажное здание с мезонином, в плане Т-образное, со сложным по конфигурации мезонинным этажом, расположено на угловом участке с отступом от красных линий обеих улиц. Участок обнесён по периметру высокой оградой, которая прерывается перед фасадом дома, обращённым к улице Ленина. Этот фасад в пять осей окон выглядит очень выразительным. Его нарядный декор состоит из узких пилястр по краям, поднятых на постаменты высоко над цоколем, и сильно вынесенного карниза с тремя кружевными подзорами из сквозной пропильной резьбы разного рисунка. Завершает фасад крупный необычный двойной фронтон. Его внутренняя часть имеет треугольную форму, а внешняя - волнистую, с полицами по краям и килевидным верхом. Лента пропильной резьбы проходит по карнизам обоих фронтонов.

Рамочные наличники прямоугольных окон с филёнчатыми ставнями украшены тонкой ажурной резьбой в подоконной части и особенно в сандриках с треугольным подвышением в центре и сквозным «солнышком» под ним. В тимпане треугольного фронтона, зашитого горизонтальными калевочными досками, выделяется верхняя часть из вертикальных красных тесин.

Эффектность восприятия фасада усиливает низкий цоколь ограды перед ним, на который поставлена красивая чугунная решётка сложного рисунка из тонких переплетений и завитков, «раскрывающая» дом на улицу. Сама ограда состоит из глухой высокой стенки с сильным выступом цоколя и филёнчатых прясел с выделенными столбиками. Нижние, боковые и верхние части прясел с карнизами подчёркнуты побелкой; филёнки оставлены в краснокирпичной кладке. Столбики с квадратными в плане венчающими частями также побелены.

Дом жилой Пешехонова, посл. четв. 19 в.

ул. Урицкого, д. 34.

Дом жилой

Расположен в западной части города, на красной линии улицы с усадебной застройкой. Сооружён в 1882 году; в 1901 году принадлежал мещанину Е.И. Пешехонову. Три стены сложены из кирпича и окрашены по кладке, одна срублена из брёвен. Характерный для застройки Новозыбкова периода эклектики небольшой жилой дом, скромная архитектура которого несёт следы влияния кирпичного стиля.

Одноэтажное прямоугольное в плане здание завершено кровлей на два ската и обращено торцом к улице. Главный, уличный фасад в три оси окон выделен более нарядным убранством и асимметрией построения. Лопатки закрепляют углы фасада и правый межоконный простенок; простой цоколь раскрепован под лопатками, карниз украшен крупными городчатыми зубчиками. Гладкий подкарнизный пояс соединяет лопатки, образуя на поверхности стены две большие филёнки разного размера, с двумя окнами в левой из них и одним в правой. Рамочные наличники прямоугольных окон с выступающими подоконниками и сандриками, снабжённые филёнчатыми ставнями, зрительно подчёркнуты побелкой. Крупный зашитый тесом фронтон с чердачным окном имеет вертикальные доски-нащельники.

Прежняя внутренняя планировка дома сохранилась.

Дом купца Певзнера, посл. четв. 19 в.

ул. Ленина, д. 1.

Расположен в центре города на угловом участке, выходящем на главную площадь Новозыбкова, играет важную роль в её застройке. Возведён местным купцом Певзнером в 1884 году из кирпича. Значительная общественная постройка Новозыбкова периода эклектики, выполненная в кирпичном стиле.

Крупное двухэтажное Г-образное в плане здание имеет завершённые фигурными фронтонами ризалиты по краям объёмов и в центре уличных фасадов. Срезанная угловая часть с балконом во втором этаже выделена возвышающейся над ней шатровой башенкой. Нарядный декор фасадов характерен для данного периода. Нижний этаж с рустованными стенами прорезан прямоугольными окнами с замкóвыми камнями в завершении. Верхний имеет нарядные наличники и развитый широкий карниз с рядами зубчиков, сухариков и перекрещивающихся арочек. Ризалиты украшены парными полуколонками по углам и обрамлениями арочных окон с архивольтами на импостах.

Собор Чуда Михаила Архангела, 2-я пол. 19 в.

пл. Красная, д. 13.

Собор Чуда Архангела Михаила

Расположен на возвышенности в центральной части города, посреди обнесённого оградой и сильно заросшего деревьями участка. Сооружён по заказу местного купечества в 1867-98 гг. из кирпича и оштукатурен. Характерный для провинциальной архитектуры периода эклектики бесстолпный купольный храм в русско-византийском стиле.

Крестообразный объём с короткими прямоугольными рукавами (восточный, алтарный дополнен полукруглой апсидой) увенчан в центре восьмериком с гранёным куполом и главкой. Короткий переход соединяет храм с высокой трёхъярусной шатровой колокольней, доминирующей в композиции. Её растянутый в ширину нижний ярус несёт четверик, над которым поставлен восьмерик звона с арками, завершённый шатром с главкой.

В декоре фасадов стилизованные древнерусские архитектурные формы (аркатура в завершении стен, боковые порталы, щипцовые завершения нижнего яруса колокольни, проёмы арок звона и шатёр с кокошниками у основания, гуртами и слухами) эклектически соединены с отдельными барочными классицистическими деталями (парные пилястры с кругами вместо капителей на углах объёмов, высокий цоколь с прямоугольными нишами-филёнками, профилированные антаблементы и обрамления арочных окон с уширенными архивольтами). С запада над главным входом, где выложена дата окончания строительства, устроен навес с ажурными металлическими консолями; по сторонам площадок с лестницами у боковых входов поставлены фонари на тумбах (сохранились частично).

В интерьере выделяется основная часть с восьмериком на плоских парусах, перекрытая сомкнутым сводом. Широкими проёмами она связана с рукавами, имеющими в своих центральных частях крестовые своды; такие же своды у перехода и средней части нижнего яруса колокольни, по сторонам которой устроены два помещения с лестницей к звону в левом из них. Внутреннее убранство храма и утварь относятся к концу 19-20в.

Восьмиугольный участок обнесён низкой оградой с металлической решёткой на кирпичных столбиках и таком же основании. Ограда имеет трёхпролётные ворота с западной стороны, украшенные филёнками и фронтоном.

Училище сельскохозяйственное техническое, кон. 19 в.

ул. Мичурина, д. 67.

Расположено с отступом от красной линии, вытянуто вдоль улицы. Построено в 1887-89 гг. из кирпича. Характерное для данного периода провинциальное учебное заведение, архитектура которого выдержана в кирпичном стиле.

Двухэтажное, с вальмовой кровлей, в плане Г-образное. Фасады с междуэтажным поясом завершены карнизом с рядом зубчиков под ним. Крупные окна с лучковыми перемычками равномерно членят стены, имеющие плоские лопатки на углах и в междуоконных простенках. Входы в здание с улицы выделены металлическими козырьками на кронштейнах.

Церковь Никольско-Рождественская, 1-я четв. 19 в.

ул. Набережная, д. 41.

Церковь Никольско-Рождественская

Расположена в центральной части города, у реки Зыбкая, в глубине участка на углу с Первомайской улицей. Построена в 1782 году на средства злынковского купца Осипова; в 1818 году полностью перестроена; в конце 1960-х годов изменено завершение. Здание рублено из брёвен без остатка и обшито тёсом, цоколь кирпичный. Один из своеобразных деревянных храмов области, выполненный в стиле позднего классицизма и во многом следующий формам каменной архитектуры.

Основу оригинальной двухъярусной объёмной композиции образует прямоугольный, вытянутый в длину нижний ярус, объединяющий все части храма. Центральный четверик выделяется портиками по бокам и крупным верхним ярусом, увенчанным сферическим куполом (прежде имел низкое цилиндрическое основание) и пятью декоративными главками с крестами: меньшие по углам на четвериках-тумбах и бóльшая над центром купола на глухом восьмерике. Первоначально главы были более крупными, с пологими кровлями и круглыми шеями и размещались на широких четвериках. Верхние суженные ярусы алтаря и трапезной с двускатными кровлями имитируют базиликальную структуру, хотя они не раскрыты в интерьер и имеют лишь ложные окна. В кровлю верхнего яруса алтаря врезан четверик с маленьким куполом и главкой. В общей композиции доминирует примыкающая с запада к трапезной высокая и стройная колокольня: три её четверика, последовательно сокращающиеся в размерах, несут восьмерик, завершённый яйцевидным куполом с люкарнами, над которым поставлена маленькая главка.

Главный иконостас

Главным элементом убранства фасадов являются колонные портики тосканского ордера с широким средним интерколумнием и фронтонами. Они украшают боковые входы в храм, а также все четверики колокольни. Широкую арочную нишу западного входа в центре нижнего четверика колокольни фланкировали меньшие нишки между боковыми колоннами (ныне зашиты). Из других деталей классицистического убранства интересны две пары колонн с раскрепованными антаблементами и фронтончиками над ними на восточной стене алтаря. Проёмы имеют скромные рамочные обрамления: прямоугольные (храм) и арочные (колокольня); часть из них ложная.

В интерьере доминирует просторное центральное помещение в виде квадратного зала, перекрытого подшивным куполом. На боковых стенах этого зала - необычные гранёные столбики. Широким проёмом он связан с алтарём, имеющим плоский потолок. Оригинальны шестнадцатигранный купол над трапезной и коробовый свод над входным тамбуром, встроенным в нижний ярус колокольни. Этот ярус разделён на три части с узкими боковыми помещениями, в правом из которых устроена лестница к звону.

Каплица

Росписи на сводах и парусах выполнены масляными красками на холсте в начале 20 века и стилизованы в духе иконописи 17 века; поновлены в середине 20 века. В главном куполе помещено изображение Саваофа, а в шестнадцатигранном - Христа Вседержителя. В главном и придельном (в трапезной) иконостасах, датируемых 20 веком, сохранились некоторые элементы декора, относящиеся к концу 19 века; ряд икон 17-18 веков.

С северо-восточной стороны храма находится каплица, построенная в конце 19 века в русском стиле. Небольшое кирпичное здание в виде четверика имеет шатровое завершение и более поздний пониженный входной притвор. Шатёр, прежде увенчанный главкой, окружили четыре главки, от которых сохранились лишь украшенные кокошниками постаменты. Убранство фасадов также стилизовано под архитектурные формы 17 века; пучки из трёх полуколонок на углах, наличники арочных окон с полуколонками и архивольтами, килевидные кокошники разного рисунка. Внутри каплица разделена на основное помещение и притвор.

Церковь Спаса Преображения, нач. 20 в.

ул. Первомайская, д. 7.

Церковь Спаса Преображения

Расположена в центре города, хорошо просматривается из разных его точек. Построена в 1911-14 годах на средства купца-старообрядца Кублицкого. Стены рублены из брёвен без остатка и обшиты тёсом, цоколь кирпичный. Характерный для Брянщины начала 20 века деревянный храм в русском стиле, оригинально воспроизводящий тип восьмерик на четверике культовых зданий рубежа 17-18 веков.

В живописной композиции здания доминирует основной кубический объём с примыкающими к нему пятигранным алтарём, завершённым двухъярусной главой, и нарядными крыльцами по сторонам с бочкообразными кровлями и миниатюрными главками. Над кубом возвышается широкий восьмерик с кокошниками у основания гранёного купола и луковичной главой на двухъярусной восьмигранной шее. Он окружён поставленными на четвериках над углами куба малыми главками с сильно вытянутыми грушевидными кровлями. К квадратной в плане трапезной примыкает трёхъярусная колокольня с крупным грушевидным покрытием и главой. Её широкий нижний четверик с аналогичным храму крыльцом несёт кубический ярус со срезанными в верхней части углами, который служит переходом к восьмерику звона с узкими диагональными гранями.

Особую нарядность фасадам придают узкие накладные пилястры на углах объёмов и резные карнизы с широкими фризовыми частями и ажурными пропильными подзорами. Окраской выделены обрамления и рамы проёмов с мелкой расстекловкой на фоне стен с горизонтальной тесовой обшивкой в основной части, вертикальной - в нижней и "в елку" - в восьмериках.

Роспись интерьера

В интерьере основное, развитое в высоту помещение храма с парусами при переходе к восьмерику перекрыто восьмигранным сводом с плоской средней частью. Трапезная имеет коробовый свод.

Первоначальная своеобразная роспись основного объёма была выполнена в 1911 году маслом по дощатой обшивке и частично на холсте в манере примитивной живописи. Полностью записана в конце 1980-х годов. Сохранились лишь изображения двух ангелов на облаках в трапезной, на восточной стене арки, ведущей в основной объём. Им присущи наивность исполнения, сходство с лубком и графичный, плоскостной характер живописи. Существующая роспись в куполе, барабане и верхней части стен четверика представляет собой подражание древнерусской живописи школы Дионисия. На ярко-голубом фоне выделяются охристые, тёмно-красные и белые тона. В куполе изображён Пантократор, между окнами барабана и под ними - святые, на откосах - страстной цикл, в парусах - евангелисты. Верхняя часть стен занята сценами, традиционно составляющими богородичный цикл.

Главный иконостас

Главный пятиярусный иконостас сборный. Выступающие в центре два нижних яруса выполнены в начале 20 века в духе эклектики и относятся к первоначальному убранству храма. Их иконы 18-19 веков по манере исполнения следуют древнерусской иконописи 17 века. Три верхних, сужающихся кверху яруса выполнены в конце 1980-х годов. Два придельных иконостаса в трапезной относятся уже к середине 20 века, тогда как на стенах храма сохранились иконы 18-19 веков.

Часовня

С южной стороны храма находится небольшая кирпичная часовня-каплица, сооружённая в конце 19 - начале 20 веков, в том же русском стиле (пониженная пристройка с юга более поздняя). Одноэтажная квадратная в плане постройка увенчана пирамидальной кровлей с полицей и главкой на гранёном барабане. В центре восточного фасада слабо выступает закруглённая апсида с большим рельефным крестом. Углы часовни украшают фигурные, как бы выточенные из дерева столбики с навершиями типа башенок, возвышающихся над кровлей. В стенах, завершённых аркатурным поясом и карнизом, прорезаны двойные арочные проёмы и ниши (с запада между ними устроен вход).

Помещение перекрыто восьмилотковым ложным сводом на плоских тромпах. В люнете над западным дверным проёмом расположено изображение Христа Вседержителя, выполненное маслом в начале 20 века в формах народной живописи.

Источники

Новозыбков // Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. — М.: "Наука", 1998. — С. 373-377. — 4400 экз. — ISBN 5-02-011705-6