Пьяных Игорь Иванович

Материал из История Новозыбкова
Пьяных Игорь Иванович
Пьяных Игорь Иванович.jpg

Деятельность

театральный деятель, режиссёр театра

Дата рождения

20 февраля 1966 года

Дата смерти

19 мая 2024 года

Место смерти

город Новозыбков

Похоронен

Покровское кладбище


Творчество

Первая встреча с театром случилось ещё в детском саду. Увидев кукольное представление, мальчик влюбился в волшебный мир сказки и с маленьких дворовых постановок начал свой большой творческий путь. Пытливый дошколенок организовал собственный кукольный театр. Делал кукол из яичной скорлупы с аппликацией, шил кукол-перчатки, придумывал сюжет. А потом собирал ребятню со двора и увлекал их в мир чуда и волшебства. Ему даже платили... две копейки, которые маленький режиссер тратил на материалы для будущих постановок: пластилин, цветную бумагу... Папа, видя увлечение сына, смастерил ему деревянную ширму. Всё было по-настоящему.

Первый драматический опыт Игорь получил в школьные годы, сыграв роль 16-летнего внука в постановке "Июнь. Москва. Чертаново" по пьесе Геннадия Мамлина. Любовь к театру стала окончательной и бесповоротной.

Окрыленный мечтой, Игорь Пьяных не знал, что творческий путь окажется столь тернистым. После школы решил поступать в московский театральный институт. Легко прошел два тура испытаний, но так как не было военной брони, приемная комиссия по принципу "о ВУЗе не тужи — в армии послужи", дала юноше "от ворот поворот". Это была жуткая трагедия в его жизни. По настоянию родителей Игорь поступил в музыкальное училище на отделение вокала. Потом — 5 лет службы в ансамбле песни и пляски в Венгрии. Вернувшись из-за границы, практически без экзаменов поступил в театральный институт в Ташкенте. На "потоке" успевал делать дипломные и за себя, и "за того парня".

За свою режиссерскую карьеру Игорь Пьяных поставил более 100 разножанровых спектаклей – от классики до сюрреализма и абсурда. Каждая новая постановка не похожа на предыдущую: с неповторимым сюжетом, ритмом, атмосферой. Но объединяет их все —уникальный почерк Мастера — безупречная игра актеров, их полное соответствие образу, эстетический вкус и сценическая культура, костюмы, декорации.

Узбекистан. Строгие правила. Первая постановка Пьяных с шокирующим для того времени названием "Стриптиз". Критика, негодование, шквал обсуждений… Премьера. Аншлаг. И... ошеломительный успех! Зрители в полном восторге от увиденного. Не скрывая слез, рукоплескали стоя. В спектакле "про раздевание" ничего и не было. Режиссер заставил оголиться души людей. Артисты труппы стали звать на сцену Пьяных. Скромный и непубличный, он почувствовал неловкость, испугался и убежал. Когда его нашли, стали подбрасывать на руках. "Прекратите",— кричал режиссер, не веря своему успеху, — "Два раза подкинете, один раз поймаете".

90-е годы заставили многих наших соотечественников бросить все свое имущество и срочно покинуть Узбекистан. Игорь Пьяных вывез семью в Белоруссию, где некоторое время работал художественным руководителем в Доме культуры. На мероприятии, которое он организовал в честь празднования Дня Победы, его работу оценили представители российской делегации и предложили возглавить драмтеатр в Новозыбкове.

Первая постановка в Новозыбкове — триумф! Комедия абсурда по пьесе франко-румынского драматурга Эжена Ионеско "Лысая певица" вышла под названием "Путешествие в страну марионеток". Комедия с глубоким смыслом о несмешных проблемах в семье и обществе. Горожане приняли премьеру с восторгом, событие стало главным культурным действом года — в жизнь Новозыбкова ярко ворвался Театр!

Новый, сложный и интересный начинается этап с приходом нового режиссера Игоря Пьяных. При всем творческом богатстве традиций театр находится в плачевном состоянии: угасает зрительский интерес, материальная база сведена на нет. Весь культурный слой не только города, но и страны находится в ужасающем материальном положении. В этот непростой период обновляется коллектив, постепенно "из бабушкиных сундуков" и путем "сделай сам" создается заново материальная база.

Жанровое разнообразие постановок поражало самых искушенных зрителей: от авангардных пьес Э. Ионеско и Ж. Ануя до А. Чехова и А. Пушкина, В. Гюго, М. Булгакова. От постановок со многими актерами до моноспектакля по пьесе Ж. Кокто. И, конечно, как результат труда, любви к своему делу последовал успех, не только признание новозыбковским зрителем, но и российским:

  • 1995 год - детская студия участвует во Всесоюзном конкурсе детских театров (г. Калуга) и становится дипломантом конкурса.
  • 2001 год - "Роза мира" едет на Всероссийский фестиваль театральных коллективов. Юные артисты из Новозыбкова награждены сразу в трех номинациях: ребята стали лауреатами фестиваля, И. И. Пьяных награжден за лучшую режиссуру, коллектив, представивший пьесу "Василиса Прекрасная", получил приз зрительских симпатий.
  • 2001 год - театр приглашен на Всероссийский фестиваль в Кострому "Успех-2001". Новозыбков стал дипломантом фестиваля (их было три: Новороссийск, Сургут, Новозыбков). Также получен приз за самый красивый спектакль Ж. Кокто "Человеческий голос". Режиссер привез благодарственное письмо в адрес администрации г. Новозыбкова.
  • 2002 год - "Роза мира" становится участником 8-го Всероссийского фестиваля детских театров "Калужские театральные каникулы". Коллектив со спектаклем "Проделки Эмиля" получил диплом за лучшую сценографию и костюмы, 10-летний Роман Магоня — приз за лучшую мужскую роль, а 6-летняя Аня Карпенко - за лучшую женскую. И опять в областной центр и в Новозыбков прибыли благодарственные письма от Министерства культуры РФ[1].

В 2003 году Игорь Пьяных дал жизнь Международному фестивалю молодёжных театров "Славянский перекресток".

Не ладились отношения у Игоря Ивановича с непосредственным начальством. После первого выговора режиссёр в сентябре написал заявление об уходе: "Я не стал дожидаться, когда меня уволят по статье", — сказал Игорь Иванович журналистам. Его можно было увидеть на рынке за прилавком. Надо же кормить семью[1].

А в 2004 году над Новозыбковом воспарила его "Синяя птица". Тогда талантливого режиссера в музыкальную школу пригласила директор Серафима Каплан. Было принято решение о создании детского музыкального театра "Синяя птица". В творческом тандеме с хормейстером Еленой Мельниковой стали взращивать "птенцов". Беззаветная любовь, творческий потенциал и неиссякаемая энергия в совокупности не заставили себя долго ждать. Музыкальный театр, слава о котором разлетелась далеко за пределы Брянщины, многократный обладатель Гран-При и лауреат Международных и Всероссийских конкурсов театрального искусства. За высокий художественный уровень и мастерство театру присвоено звание "Образцовый коллектив"[2].

Примечания