Пьяных Игорь Иванович
Пьяных Игорь Иванович | |
| |
Деятельность |
театральный деятель, режиссёр театра |
Дата рождения |
20 февраля 1966 года |
Дата смерти |
19 мая 2024 года |
Место смерти |
город Новозыбков |
Похоронен |
Творчество
Первая встреча с театром случилось ещё в детском саду. Увидев кукольное представление, мальчик влюбился в волшебный мир сказки и с маленьких дворовых постановок начал свой большой творческий путь. Пытливый дошколенок организовал собственный кукольный театр. Делал кукол из яичной скорлупы с аппликацией, шил кукол-перчатки, придумывал сюжет. А потом собирал ребятню со двора и увлекал их в мир чуда и волшебства. Ему даже платили... две копейки, которые маленький режиссер тратил на материалы для будущих постановок: пластилин, цветную бумагу... Папа, видя увлечение сына, смастерил ему деревянную ширму. Всё было по-настоящему.
Первый драматический опыт Игорь получил в школьные годы, сыграв роль 16-летнего внука в постановке "Июнь. Москва. Чертаново" по пьесе Геннадия Мамлина. Любовь к театру стала окончательной и бесповоротной.
Окрыленный мечтой, Игорь Пьяных не знал, что творческий путь окажется столь тернистым. После школы решил поступать в московский театральный институт. Легко прошел два тура испытаний, но так как не было военной брони, приемная комиссия по принципу "о ВУЗе не тужи — в армии послужи", дала юноше "от ворот поворот". Это была жуткая трагедия в его жизни. По настоянию родителей Игорь поступил в музыкальное училище на отделение вокала. Потом — 5 лет службы в ансамбле песни и пляски в Венгрии. Вернувшись из-за границы, практически без экзаменов поступил в театральный институт в Ташкенте. На "потоке" успевал делать дипломные и за себя, и "за того парня".
За свою режиссерскую карьеру Игорь Пьяных поставил более 100 разножанровых спектаклей – от классики до сюрреализма и абсурда. Каждая новая постановка не похожа на предыдущую: с неповторимым сюжетом, ритмом, атмосферой. Но объединяет их все —уникальный почерк Мастера — безупречная игра актеров, их полное соответствие образу, эстетический вкус и сценическая культура, костюмы, декорации.
Узбекистан. Строгие правила. Первая постановка Пьяных с шокирующим для того времени названием "Стриптиз". Критика, негодование, шквал обсуждений… Премьера. Аншлаг. И... ошеломительный успех! Зрители в полном восторге от увиденного. Не скрывая слез, рукоплескали стоя. В спектакле "про раздевание" ничего и не было. Режиссер заставил оголиться души людей. Артисты труппы стали звать на сцену Пьяных. Скромный и непубличный, он почувствовал неловкость, испугался и убежал. Когда его нашли, стали подбрасывать на руках. "Прекратите",— кричал режиссер, не веря своему успеху, — "Два раза подкинете, один раз поймаете".
90-е годы заставили многих наших соотечественников бросить все свое имущество и срочно покинуть Узбекистан. Игорь Пьяных вывез семью в Белоруссию, где некоторое время работал художественным руководителем в Доме культуры. На мероприятии, которое он организовал в честь празднования Дня Победы, его работу оценили представители российской делегации и предложили возглавить драмтеатр в Новозыбкове.
Первая постановка в Новозыбкове — триумф! Комедия абсурда по пьесе франко-румынского драматурга Эжена Ионеско "Лысая певица" вышла под названием "Путешествие в страну марионеток". Комедия с глубоким смыслом о несмешных проблемах в семье и обществе. Горожане приняли премьеру с восторгом, событие стало главным культурным действом года — в жизнь Новозыбкова ярко ворвался Театр!
Новый, сложный и интересный начинается этап с приходом нового режиссера Игоря Пьяных. При всем творческом богатстве традиций театр находится в плачевном состоянии: угасает зрительский интерес, материальная база сведена на нет. Весь культурный слой не только города, но и страны находится в ужасающем материальном положении. В этот непростой период обновляется коллектив, постепенно "из бабушкиных сундуков" и путем "сделай сам" создается заново материальная база.
Жанровое разнообразие постановок поражало самых искушенных зрителей: от авангардных пьес Э. Ионеско и Ж. Ануя до А. Чехова и А. Пушкина, В. Гюго, М. Булгакова. От постановок со многими актерами до моноспектакля по пьесе Ж. Кокто. И, конечно, как результат труда, любви к своему делу последовал успех, не только признание новозыбковским зрителем, но и российским:
- 1995 год - детская студия участвует во Всесоюзном конкурсе детских театров (г. Калуга) и становится дипломантом конкурса.
- 2001 год - "Роза мира" едет на Всероссийский фестиваль театральных коллективов. Юные артисты из Новозыбкова награждены сразу в трех номинациях: ребята стали лауреатами фестиваля, И. И. Пьяных награжден за лучшую режиссуру, коллектив, представивший пьесу "Василиса Прекрасная", получил приз зрительских симпатий.
- 2001 год - театр приглашен на Всероссийский фестиваль в Кострому "Успех-2001". Новозыбков стал дипломантом фестиваля (их было три: Новороссийск, Сургут, Новозыбков). Также получен приз за самый красивый спектакль Ж. Кокто "Человеческий голос". Режиссер привез благодарственное письмо в адрес администрации г. Новозыбкова.
- 2002 год - "Роза мира" становится участником 8-го Всероссийского фестиваля детских театров "Калужские театральные каникулы". Коллектив со спектаклем "Проделки Эмиля" получил диплом за лучшую сценографию и костюмы, 10-летний Роман Магоня — приз за лучшую мужскую роль, а 6-летняя Аня Карпенко - за лучшую женскую. И опять в областной центр и в Новозыбков прибыли благодарственные письма от Министерства культуры РФ[1].
В 2003 году Игорь Пьяных дал жизнь Международному фестивалю молодёжных театров "Славянский перекресток".
Не ладились отношения у Игоря Ивановича с непосредственным начальством. После первого выговора режиссёр в сентябре написал заявление об уходе: "Я не стал дожидаться, когда меня уволят по статье", — сказал Игорь Иванович журналистам. Его можно было увидеть на рынке за прилавком. Надо же кормить семью[1].
А в 2004 году над Новозыбковом воспарила его "Синяя птица". Тогда талантливого режиссера в музыкальную школу пригласила директор Серафима Каплан. Было принято решение о создании детского музыкального театра "Синяя птица". В творческом тандеме с хормейстером Еленой Мельниковой стали взращивать "птенцов". Беззаветная любовь, творческий потенциал и неиссякаемая энергия в совокупности не заставили себя долго ждать. Музыкальный театр, слава о котором разлетелась далеко за пределы Брянщины, многократный обладатель Гран-При и лауреат Международных и Всероссийских конкурсов театрального искусства. За высокий художественный уровень и мастерство театру присвоено звание "Образцовый коллектив"[2].
Примечания
- ↑ а б Новозыбков.Ru : Архив : Пресса о Новозыбкове : "Со сцены... за прилавок". Проверено 2 июня 2024.
- ↑ Творческий путь новозыбковца Игоря Пьяных — пример невероятного трудолюбия, самоотдачи и истинного служения профессии | Газета "Маяк" (07 апреля 2024). Проверено 2 июня 2024.