Рождественско-Никольский храм

Материал из История Новозыбкова
Рождественско-Никольский храм
Рождественско-Никольский храм.jpg
Конфессия

Русская Православная старообрядческая Церковь

Епархия

Санкт-Петербургская и Тверская

Год постройки

1774 — 1782 гг.

Архитектурный стиль

Классицизм

Храмовой день

19 декабря, святителя Николы Чудотворца

Адрес

г. Новозыбков, ул. Набережная д.41

Идёт загрузка карты…


Деревянная Никольская церковь построена в 1774–1782 г. на средства злынковского купца-старообрядца Осипова. В 1791 году была сделана неудачная попытка, с помощью подразделения Изюмского гусарского полка, отобрать у старообрядцев церковь. Храм полностью перестроен в 1817–18 гг. В 1846 году приход принял единоверие: из Москвы сюда был определен бывший старообрядческий священник Рогожского кладбища Александр Арсеньев. Церковь была полностью перестроена в 1818 году в стиле классицизма. Престолы: свт. Николы – холодный, и Рожества Пресвятыя Богородицы — теплый. В 1896 году открыта церковно-приходская школа. 1 февраля 1959 года сгорело пятиглавое завершение храма и в конце 1960-х заменено на новое упрощённое (восстановлено в прежних формах в 2000-х).

Основная информация

Расположена в центральной части города, у р. Зыбкая, в глубине участка на углу с Первомайской улицей. Один из своеобразных деревянных храмов области, выполненный в стиле позднего классицизма и во многом следующий формам каменной архитектуры.

Основу оригинальной двухъярусной объемной композиции образует прямоугольный, вытянутый в длину нижний ярус, объединяющий все части храма. Центральный четверик выделяется портиками по бокам и крупным верхним ярусом, увенчанным сферическим куполом (прежде имел низкое цилиндрическое основание) и пятью декоративными главками с крестами: меньшие по углам на четвериках-тумбах и большая над центром купола на глухом восьмерике.

Первоначально главы были более крупными, с пологими кровлями и круглыми шеями и размещались на широких четвериках. Верхние суженные ярусы алтаря и трапезной с двускатными кровлями имитируют базиликальную структуру, хотя они не раскрыты в интерьер и имеют лишь ложные окна. В кровлю верхнего яруса алтаря врезан четверик с маленьким куполом и главкой. В общей композиции доминирует примыкающая с запада к трапезной высокая и стройная колокольня: три ее четверика, последовательно сокращающиеся в размерах, несут восьмерик, завершенный яйцевидным куполом с люкарнами, над которым поставлена маленькая главка. Главным элементом убранства фасадов являются колонные портики тосканского ордера с широким средним интерколумнием и фронтонами. Они украшают боковые входы в храм, а также все четверики колокольни. Широкую арочную нишу западного входа в центре нижнего четверика колокольни фланкировали меньшие нишки между боковыми колоннами (ныне зашиты). Из других деталей классицистического убранства интересны две пары колонн с раскрепованными антаблементами и фронтончиками над ними на восточной стене алтаря. Проемы имеют скромные рамочные обрамления: прямоугольные (храм) и арочные (колокольня); часть из них ложная.

В интерьере доминирует просторное центральное помещение в виде квадратного зала, перекрытого подшивным куполом. На боковых стенах этого зала — необычные граненые столбики. Широким проемом он связан с алтарем, имеющим плоский потолок. Оригинальны шестнадцатигранный купол над трапезной и коробовый свод над входным тамбуром, встроенным в нижний ярус колокольни. Этот ярус разделен на три части с узкими боковыми помещениями, в правом из которых устроена лестница к звону. Росписи на сводах и парусах выполнены масляными красками на холсте в нач. 20 в. и стилизованы в духе иконописи 17 в.; поновлены в сер. 20 в. В главном куполе помещено изображение Саваофа, а в шестнадцатигранном — Христа Вседержителя. В главном и придельном (в трапезной) иконостасах, датируемых 20 в., сохранились некоторые элементы декора, относящиеся к кон. 19 в.; ряд икон 17-18 вв. С северо-восточной стороны храма находится каплица, построенная в кон. 19 в. в русском стиле. Небольшое кирпичное здание в виде четверика имеет шатровое завершение и более поздний пониженный входной притвор. Шатер, прежде увенчанный главкой, окружали четыре главки, от которых сохранились лишь украшенные кокошниками постаменты. Убранство фасадов также стилизовано под архитектурные формы 17 в.: пучки из трех полуколонок на углах, наличники арочных окон с полуколонками и архивольтами, килевидные кокошники разного рисунка. Внутри каплица разделена на основное помещение и притвор.

История

Пожар в Рождественско-Никольском храме

21 сентября православные христиане отмечают один из главных праздников в Церковном календаре — Рождество Пресвятыя Богородице. Когда в семье рождается ребенок, то радуются родители, радуются и все окружающие. Радуются, что новый человек родился в мир. Радуются, хотя и не знают, каким вырастет это дитя, и что несет оно с собой в мир: внесет ли добро или зло, будет ли чадом света или чадом тьмы. Люди радуются рождению нового человека, ибо надеются на то, что каждый человек должен внести в мир добро.

Когда в семье престарелых Иоакима и Анны родилась Дочь Мария, то радовались родители и все близкие к ним. Радовались не только потому, что теперь снято было поношение с их семьи, ибо в древности отсутствие детей считалось за великий позор, но и потому, что, как было им возвещено, через их Дочь даровано будет миру спасение. Теперь же этому событию радуется весь христианский мир, ибо в этот день родилась Пречистая Дева Мария — Невместимого Бога во чреве вместившая и радость миру родившая. Рождество Пресвятой Богородицы Церковь празднует в начале церковного года, ибо Рождение Ее — рубеж, отделяющий ветхозаветное время от новозаветного, знаменующий начало новой эры в истории человечества. Ветхозаветное время было ожиданием прихода на Землю Спасителя. Для этого Господь из всех народов земли избрал Себе народ израильский и из всех родов израильских — род царя Давыда и первосвященника Аарона, чтобы из их потомства произошел по плоти Христос Спаситель.

Последним звеном Божественных избраний и началом нашего спасения стало Рождество Пресвятой Богородицы. В нем заключается весь смысл Ветхого Завета, бывшего приготовлением Пречистой плоти Той, от Которой должен был родиться Христос Спаситель. Рождество Богородицы — светлая заря человечества, начало новой жизни, заря будущего дня, знаменующая восхождение Солнца Правды — Христа. Приблизилось время разрушения греха, осуждения и смерти, тяготевших над человечеством, ведь Пресвятая Богородица родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание из греха казалось уже невозможным.

Вся земная жизнь Божией Матери была приготовлением к раскрытию на земле великой тайны спасения, а затем служением Своему Божественному Сыну, а вместе с Ним и роду человеческому. Это служение не прекратилось и с концом земной жизни Пресвятой Богородицы. Исполнение Домостроительства Божия о спасении человечества развертывалось на земле в пределах земной жизни Божией Матери, поэтому годичный богослужебный круг начинается с празднования Ее Рождества и кончается Ее Успением. Весь церковный год связан в той или иной степени с жизнью Божией Матери, и нет другого пути для вхождения в жизнь Христа Спасителя, как только любовь и благоговейное почитание Его Пречистой Матери. Празднуемые события из жизни Пречистой являются как бы ступенями в Ее духовном возвышении и прославлении, а также этапами исполнения дела спасения мира, совершенного Ее Божественным Сыном. Поэтому, по словам святого Андрея Критского, Рождество Богородицы есть начало праздников.

С самого Крещения русичей, которое произошло в X веке при Святом Равноапостольном князе Владимире, на Руси строились Храмы в честь Рожества Пресвятыя Богородицы. Есть он и в Новозыбкове. Этим храмом является деревянная Николо-Рожественская Церковь (Летний Храм – в честь Святителя Николы, а зимний как раз в честь Рождества Пресвятыя Богородицы) Русской Православной старообрядческой Церкви, приемлющей священство Белокринницкой иерархии.

Сама по себе церковь весьма уникальна. Уникальность деревянного храма заключается в том, что народные традиции в каменном зодчестве со временем претерпевали большие изменения, а в деревянном — эта эволюция совершалась гораздо медленнее. Порою, деревянные постройки XIX в. были такими же, как и 300 лет назад.

Здание рублено из бревен без остатка и обшито тесом, цоколь кирпичный. Это один из своеобразных деревянных храмов Брянской области, выполненный в стиле позднего классицизма и во многом следующий формам каменной архитектуры, с кружной величественной четырехъярусной колокольней, с оригинальной двухъярусной композицией, имитирующей базиликальную структуру. Здание поражает своими размерами, особенно в сравнении с окружающей мелкой застройкой. Хотя в основных своих чертах план и наследует общепринятую схему культовых зданий, но созданные на его основе объемы во многом отличаются от обычных. Видимо, старообрядцы, находясь в оппозиции к официальному православию, хотели создать свой тип храма и этого достигли (они его даже называли не храмом или церковью, а «моленной»). Основу оригинальной двухъярусной объемной композиции образует прямоугольный вытянутый в длину нижний ярус, объединяющий все части храма. Главным элементом убранства фасадов являются колонные портики тосканского ордера с широким средним интерколумнием и фронтонами. Они украшают боковые входы в храм, а также все четверики колокольни. С северо-восточной стороны Николо-Рождественской церкви находится каплица (небольшая постройка — в отличие от часовни может иметь алтарь), построенная, в конце XIX в. в русском стиле. Небольшое кирпичное здание в виде четверика имеет шатровое завершение и более поздний пониженный входной притвор. Убранство фасадов стилизовано под архитектурные формы XVII столетия.

История храма, как и судьба людей, неотделима от исторических перипетий. Были здесь и героические и трагические страницы… После того, как в Стародубье началось насильственное насаждения единоверия, начались беспорядки и волнения. Официальные власти рассматривали единоверие как переходную ступень от старообрядчества в господствующее православие. В январе 1791 года в Злынку, Климово и Новозыбков прибыли подразделения Изюмского гусарского полка во главе с Бибиковым, губернатором Новгород-Северским. Основная задача полка сводилась к одному — военной силой подавить противников единоверия очистить от них монастыри и храмы. Но в Новозыбкове полк поджидала неудача. Старообрядцы забаррикадировались в Рождественской церкви у Сенного рынка и не пустили туда солдат. 3 месяца и 4 дня длилась оборона храма. Ее защитники, вооруженные дубинами и кольями, при поддержке большинства населения Новозыбкова успешно отбивались от солдат Изюмского полка. И полк отступил, задачу силой помочь единоверцам занять Рождественскую церковь он не выполнил. Событие это в истории Стародубья получило название «Зыбковское сидение», и почему-то 200-летний юбилей в январе 1991 года остался незаслуженно обойденным даже старообрядческой общиной Новозыбкова. Не сказано об этом и в книгах по истории Новозыбкова.

С радостью встретили новозыбковские старообрядцы весть о присоединении к Древлеправосланой Церкви Христовой Святителя Амвросия (Поповича), который восстановил Трёхчинную Полноту в Церкви Христовой.

Первому епископу Новозыбковскому уготовано было Господом удостоиться мученического венца. Им был священномученик Конон, который более 20 лет провёл в тюрьме только за то, что он был старообрядческим епископом. Св. Конон почитается в Старообрядческой Церкви, как исповедник и мученик за то, что он не предал Св. Церковь, не отрёкся от Древлеправославия, и твёрдо стоял за Истинную Веру. Не менее известным в Старообрядчестве был и другой Епископ Новозыбковский Селивестр. Он прославился тем, что при нём Новозыбковская епархия достигла своего расцвета. Его заслуги перед Старообрядческой Церковью ценил церковный народ: в 1881 году он был одним из кандидатов на Московский Архиепископский Престол.

После опубликования в России известного царского манифеста от 17 октября 1905 года старообрядцы обрели право на свою религиозную деятельность, книгоиздание, строительство храмов. В этот период времени активно начался процесс регистрации некогда запрещенных старообрядческих общин. Так, 9 октября 1907 года черниговским губернским правлением была зарегистрирована Новозыбковская старообрядческая община, приемлющая священство Белокринницкой иерархии при храме Рождества Богородицы.

Замена купола Новой вехой в истории древнего Николо-Рождественского храма Новозыбкова стало начало 2002 года.

Источники

Дурнов А.Г. Актуальные вопросы курса неорганической химии.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. — М.: Наука, 1997.
Рождественско-Никольский храм. Новозыбков. Старообрядческие храмы России. "Русская вера", традиции и культура вчера и сегодня. Проверено 3 июля 2021.

Architecture.jpgСмотри также
Список памятников архитектуры города Новозыбков регионального значения