Спасо-Преображенская церковь

Материал из История Новозыбкова
Спасо-Преображенская церковь
Файл:Спасо-Преображенская церковь.jpg
Конфессия

Русская древлеправославная церковь

Год постройки

1911 — 1914 гг.

Архитектурный стиль

Эклектика

Храмовой день

19 августа, Преображение Господне

Адрес

г. Новозыбков, Первомайская ул., 7

Идёт загрузка карты…


Основная информация

Расположен в центре города, хорошо просматривается из разных его точек. Построен в 1911–1914 гг. на средства купца-старообрядца Кублицкого. Стены рублены из бревен без остатка и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Характерный для Брянщины нач. 20 в. деревянный храм в русском стиле, оригинально воспроизводящий тип восьмерик на четверике культовых зданий рубежа 17–18 вв.

В живописной композиции здания доминирует основной кубический объем с примыкающими к нему пятигранным алтарем, завершенным двухъярусной главой, и нарядными крыльцами по сторонам с бочкообразными кровлями и миниатюрными главками. Над кубом возвышается широкий восьмерик с кокошниками у основания граненого купола и луковичной главой на двухъярусной восьмигранной шее. Он окружен поставленными на четвериках над углами куба малыми главками с сильно вытянутыми грушевидными кровлями. К квадратной в плане трапезной примыкает трехъярусная колокольня с крупным грушевидным покрытием и главой. Ее широкий нижний четверик с аналогичным храму крыльцом несет кубический ярус со срезанными в верхней части углами, который служит переходом к восьмерику звона с узкими диагональными гранями. Особую нарядность фасадам придают узкие накладные пилястры на углах объемов и резные карнизы с широкими фризовыми частями и ажурными пропильными подзорами. Окраской выделены обрамления и рамы проемов с мелкой расстекловкой на фоне стен с горизонтальной тесовой обшивкой в основной части, вертикальной — в нижней и "в елку" — в восьмериках.

В интерьере основное, развитое в высоту помещение храма с парусами при переходе к восьмерику перекрыто восьмигранным сводом с плоской средней частью. Трапезная имеет коробовый свод. Первоначальная своеобразная роспись основного объема была выполнена в 1911 году маслом по дощатой обшивке и частично на холсте в манере примитивной живописи. Полностью записана в кон. 1980-х гг. Сохранились лишь изображения двух ангелов на облаках в трапезной, на восточной стене арки, ведущей в основной объем. Им присущи наивность исполнения, сходство с лубком и графичный, плоскостной характер живописи. Существующая роспись в куполе, барабане и верхней части стен четверика представляет собой подражание древнерусской живописи школы Дионисия. На ярко-голубом фоне выделяются охристые, темно-красные и белые тона. В куполе изображен Пантократор, между окнами барабана и под ними — святые, на откосах — страстной цикл, в парусах — евангелисты. Верхняя часть стен занята сценами, традиционно составляющими богородичный цикл. Главный пятиярусный иконостас сборный. Выступающие в центре два нижних яруса выполнены в нач. 20 в. в духе эклектики и относятся к первоначальному убранству храма. Их иконы 18–19 вв. по манере исполнения следуют древнерусской иконописи 17 в. Три верхних, сужающихся кверху яруса выполнены в кон. 1980-х гг. Два придельных иконостаса в трапезной относятся уже к середине 20 в., тогда как на стенах храма сохранились иконы 18–19 вв.

С южной стороны храма находится небольшая кирпичная часовня-каплица, сооруженная в кон. 19 — нач. 20 в. в том же русском стиле (пониженная пристройка с юга более поздняя). Одноэтажная квадратная в плане постройка увенчана пирамидальной кровлей с полицей и главкой на граненом барабане. В центре восточного фасада слабо выступает закругленная апсида с большим рельефным крестом. Углы часовни украшают фигурные, как бы выточенные из дерева столбики с навершиями типа башенок, возвышающихся над кровлей. В стенах, завершенных аркатурным поясом и карнизом, прорезаны двойные арочные проемы и ниши (с запада между ними устроен вход). Помещение перекрыто восьмилотковым ложным сводом на плоских тромпах. В люнете над западным дверным проемом расположено изображение Христа Вседержителя, выполненное маслом в нач. 20 в. в формах народной живописи.

История

Старообрядчество в Новозыбкове оказывало свое влияние на развитие города. Более ста лет  Новозыбковскому Спасо-Преображенскому кафедральному древлеправославному собору - уникальной жемчужине русского деревянного зодчества.

Временем основания собора является апрель 1911 года, когда совершилось освящение места для будущей постройки и воздвигнут крест на месте будущего алтаря.

Средства для строительства храма пожертвовал один из состоятельных жителей Новозыбкова, старообрядец Дмитрий Кублицкий. Храм сооружался в течение трех лет при активном участии местных старообрядцев, которые своими силами рубили в лесу смолистую сосну, свозили ее к месту постройки, сами и строили храм. Причем строительство велось без проекта. Талантливые мастера просто не нуждались в нем. Весь архитектурный замысел созревал непосредственно в ходе строительства.

В 1938 году церковь была закрыта. Богослужения возобновлены в 1943 году. В 1963 году храм стал кафедральным собором РДЦ, а его настоятелем назначен Афанасий Калинин, будущий предстоятель РДЦ. В 1970—1980-х годах были построены 2 новых алтаря, позолочены купола, реставрирован иконостас, установлены 4 новых колокола, храм был почти полностью перерасписан. В 1990 году открыто Высшее древлеправославное духовное училище.

В 2000 году возле алтаря храма был погребён архиепископ Аристарх (Калинин). В том же году новый предстоятель РДЦ Александр (Калинин) перенёс кафедру из Новозыбкова в Москву.

К юбилею 1000-летия крещения Руси внутри храма сделана позолота иконостаса, выполнена настенная иконопись центральной части собора, крыша перекрыта оцинкованным железом, позолочены десять куполов и кресты над ними, проведено централизованное отопление от городской котельной, внутри собора построены два новых алтаря.

Architecture.jpgСмотри также
Список памятников архитектуры города Новозыбков регионального значения

Источники

Свод памятников архитектуры и монументального исскуства России. Брянская область. — М.: Наука, 1997.