Церковь Чуда Михаила Архангела

Материал из История Новозыбкова

Чудо-Михайловский собор (Храм в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех) — храм Клинцовской и Трубчевской епархии Русской православной церкви в городе Новозыбкове Брянской области.

Церковь Чуда Михаила Архангела
Церковь Чуда Михаила Архангела.jpg
Год постройки

1867 — 1898 гг.

Архитектурный стиль

Эклектика

Храмовой день

19 сентября (воспоминание чуда в Хо́нех), 21 ноября (собор)

Адрес

г. Новозыбков, ул. Красная площадь д.13

Идёт загрузка карты…


История

Город Новозыбков относится к древним поселениям Брянской области с богатой и своеобразной историей. В 1685 году на левом высоком берегу р. Карна возникло поселение беглых раскольников из Ярославской губернии. Урочище получило название Зыбкое.

В 1701 году был издан Универсал Стародубской полковой канцелярии полковника Миклашевского "О поселении старообрядцев в урочище Зыбком", узаконивший поселение как слободу. В 1715 году слобода Зыбкая, находившаяся с 1704 года в личном владении полковника Миклашевского, передана в "вечное владение" старообрядцам.

30 января 1809 года слобода получила статус города Черниговской губернии, получившего название Новый Зыбков с населением 6930 человек, был утверждён магистрат. С этого времени в нем стали поселяться лица православного исповедания из служащих и отставных чиновников, военных чинов, ремесленников и рабочих.

С каждым годом православное население увеличивалось, развивались ремесла. А православного Храма в городе так и не было, в то время как в старообрядческих храмах проходили Богослужения, но лишь для духовного окормления своей общины.

В 1860 году Черниговское епархиальное начальство открыло в Новозыбкове комитет по сбору средств на строительство православного Храма. Председателем комитета был избран местный купец Михаил Уманец.

Не только православные жители Новозыбкова, но и окрестных селений и даже многие старообрядцы приняли участие в добровольных пожертвованиях на строительство православного Храма. В общей сложности было собрано до 2000 рублей, чего не хватало даже на начало строительства.

Долго ещё пришлось бы ожидать православным утешения в своей духовной скорби, если бы не отозвался ревнитель Православия в лице председателя этого комитета помещик Михаил Уманец и его жена, которые выделили 30000 рублей серебром, и на эту сумму собственным своим попечением и заботами в 1867 году начали строительство.

Строительство Храма продолжалось 31 год и было закончено в 1898 году. Однако его освящение состоялось раньше – 16 февраля 1896 года, на котором присутствовали 12 священников.

Престол Храма освящен в честь воспоминания Чуда Архистратига Михаила в Хонех. Престольный праздник Храма (отмечается 19 сентября по новому стилю) собирает большое количество верующих, а приезд правящего архиерея, возглавляющего соборное Богослужение, всегда придает дню памяти особую торжественность.

Отделочные работы и насыщение Храма утварью и убранством, пополнение ризницы продолжалось до начала ХХ века.

За период антирелигиозной идеологии и гонений на Русскую Церковь, длившихся с 1917 года до недавнего времени, Храм, к счастью, остался цел и невредим. Правда, во время немецкой оккупации он обветшал. Отметить надо и то, что в течение 100 лет Храм практически не закрывался.

В конце 50-х годов новозыбковский Храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех вошел в Орловско-Брянскую Епархию. Тогда начались и реставрационные работы.

В настоящее время Храм входит в состав Брянской Епархии, которая по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II была возобновлена в 1994 году. Первым ее архипастырем стал Архиепископ Мелхиседек (Лебедев), возглавлявший епархию с 1994 до марта 2002 года. Ныне Брянско-Севская Епархия и входящий в неё Храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех спасаются под святительским омофором Епископа Феофилакта (Моисеева), назначенного на сию Богоспасаемую Брянскую кафедру 20 апреля 2002 года.

Архитектура

План собора

Храм построен из кирпича, безстолпный, что характерно для храмового строительства второй половины ХIХ века. Стиль – древне-русский (заимствование элементов древнерусских архитектурных форм), крестообразный с короткими прямоугольными рукавами креста, дополненными с востока полукруглой апсидой (алтарный выступ), увенчан куполом с Крестом.

Короткий переход соединяет Храм с высокой трехъярусной колокольней. Стилизация архитектурных форм Древней Руси эклектически соединена с отдельными барочными и классическими деталями.

Главный вход перекрыт навесом, украшенным ажурными металлическими консолями, а боковые входы оформлены фонарями, установленными на тумбах; внутреннее пространство имеет крестовые своды.

Возведение Храма на возвышенном месте придаёт ему монументальность, торжественность, свидетельствует о высоте строительного искусства древности.

В 1982-1983 годах Храм внутри был расписан церковной живописью. Из внешних работ, проведенных чуть позже, можно отметить покрытие купольных крестов сусальным золотом, перекрытие крыши и куполов железом. Построено новое здание просфорной; рядом с Храмом находится канцелярия Благочинного Новозыбковского округа.

Хорошо благоустроена и территория, прилегающая к Храму. Общая ее площадь 6946 м2, вся территория церковной земли обнесена старинной кованой оградой на высоком каменном основании. В ограде имеется 4 входа, три из которых увенчаны арками. Имеются также и прихрамовые постройки, которые выполняют подсобные, хозяйственные и административные функции. С 1997 года ведется строительство большого двухэтажного здания, в котором предусмотрены Крещальное помещение, библиотека, гостиница, а также архиерейская комната. Прилегающая к храму часть земли покрыта асфальтом, остальная облагорожена по периметру оригинальными скамейками и озеленена.

Настоятель

Церковь Чуда Михаила Архангела. Старое фото

В настоящее время настоятелем Храма является протоиерей Владимир Похожай. Приведём краткие сведения из его биографии: Владимир Михайлович Похожай родился 9 марта 1947 года в селе Здолбица Ровенской области в крестьянской семье. Отец, Михаил Никитович, и мать, Епистимия Ивановна, воспитали сына в традициях Христианского благочестия. Старший брат, Димитрий - был священником Орловской Епархии.

После обучения в восьмилетней местной, а затем в Семидубской средней школах – служба в армии. После демобилизации был помощником бухгалтера в том же колхозе им. Ватутина по 1972 год. Через три года, в 1975 году, Владимир Михайлович поступил в Московскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1983 году.

16 сентября 1976 года священник Владимир Похожай был назначен настоятелем Храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех г. Новозыбкова, где Настоятель Храма протоиерей служит по настоящее время.

Биография отца Владимира была бы неполной, если не упомянуть о его заслугах перед Церковью, по достоинству оцененных священноначалием. В газете "Маяк" в мае 1994 года сообщалось о торжественном Богослужении по поводу посещения Новозыбкова Высокопреосвященнейшим Владыкой – архиепископом Мелхиседеком. Владыка в обращении к прихожанам отметил большой вклад Храма и его причта на ниве укрепления Православия в городе и районе, отметил немалые заслуги в деле миротворчества, милосердия и благотворительности в пострадавшей от чернобыльской катастрофы юго-западном регионе Брянщины.

Приезд Архипастыря был отмечен важным событием. По поручению бывшего епископа Орловского и Брянского Паисия Благочинному церквей Новозыбковского округа митрофорному протоиерею Владимиру Похожай архиепископ вручил орден Святого Преподобного Сергия Радонежского III степени с вручением Свидетельства за подписью Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Награда высокая, присуждаемая за особые заслуги перед Православной Церковью, за достойное служение Отечеству в деле мира и согласия среди людей.

Ранее отец Владимир награжден был одноименным орденом II степени, а также имеет две награды – Греческой Православной Церкви – орден Святой и Преподобной Феодоры и Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Также батюшка отмечен Государственными наградами и многочисленными грамотами.

Нынешние труды на пользу Церкви настоятеля Храма также не остаются незамеченными священноначалием, и к Пасхе 2005 года по ходатайству епископа Феофилакта Святейшим Патриархом Алексием II отец Владимир был награжден "правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до слов "Отче наш…".

Благотворительная миссия

В 1986 году, после чернобыльской катастрофы, Храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех стал духовной опорой душ человеческих. На обрушившееся горе здесь многие находили ответы из Священного Писания, - что в жизни нет случайностей, а все свершается по Промыслу Божию.

Благотворительный отдел Московской Патриархии в 1992-1994 годах через этот Храм, при деятельном участии настоятеля отца Владимира направил на оздоровительный отдых за границу около пятисот детей.

Все представители зарубежных благотворительных организаций, посещавшие пострадавшие от радиации районы с целью оказать гуманитарную помощь, всегда обращались и обращаются за содействием к Церкви. И эту помощь она всегда оказывает.

Новозыбковский Храм и в настоящее время осуществляет благотворительную миссию, поскольку это – неотъемлемая часть жизни Церкви Христовой.

Община Храма в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех, по благословению настоятеля храма отца Владимира, регулярно оказывает материальную помощь детским приютам, гимназии г. Новозыбкова и ДМШ, Новозыбковскому СИЗО. Стоит отметить, что СИЗО Новозыбкова получает не только материальную помощь, но и регулярно посещается отцом благочинным для совершения Таинств и треб по просьбам заключенных; при Храме имеется благотворительная трапезная, в которой ежедневно питается 10-15 человек; подсобное хозяйство Храма состоит из двух гектаров пахотной земли и небольшого скотного двора.

С 2004 года протоиерей Владимир возглавлял Епархиальный отдел по взаимодействию с казачеством, в частности с казаками Топальской сотни Московского округа РКВ. Как известно, казачество руководствуется девизом: "Нет казачества без Православия", поэтому личный состав Топальской сотни регулярно посещает Богослужения в Новозыбковском Храме и других храмах благочиния, присутствует на Библейских проповедях и Евангельских лекциях.

Церковный хор

Важным событием в истории Храма в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех стала реорганизация второго церковного хора.

Весной 1991 года любители церковного пения обратились к настоятелю Храма отцу Владимиру с просьбой о благословении на пение в составе "старшего" хора. Руководствуясь традициями церковного антифонного пения, о. Владимир благословил создание второго хора, который ныне именуется хором «правого» клироса.

Под руководством регента хора, Любови Похожай, исполняются произведения многих церковных композиторов, в частности: Бортнянского, Архангельского, Римского-Корсакова.

Звучат песнопения Киевской, Московской и Черниговской церковно-хоровых школ.

Одновременно певцы этого хора стараются сохранять в своем репертуаре мелодии ектений и других песнопений, традиционных для истории церковного пения сего Храма, т.е. мелодии, которые звучат из глубины веков и должны бережно храниться каждым новым поколением хористов.

Отрадно видеть, что прихожане полюбили многие из песнопений, переписывают их слова, чтобы исполнять в домашнем кругу. Возродилась традиция колядования – Рождественское поздравление прихожан и жертвователей.

Выступление церковного хора в светской аудитории (в музыкальной школе, городской библиотеке, детской художественной школе, в тюрьме и т.д.) приобщают многих людей к прекрасным образцам духовной культуры русского народа.

Можно надеяться, что наши прихожане с Божьей помощью будут черпать радость и утешение в хоровой духовной музыке. Ведь правильное, благолепное, проходящее через сердце поющего и слушающего церковное пение угодно Богу, а также создает неповторимую, ни с чем не сравнимую торжественность Богослужений.

«Когда мы стояли во время службы в греческом храме, то не знали, где находимся: на земле или на небе» - ответили святому князю Владимиру послы, вернувшиеся из Византии.

В настоящее время на Храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех, как и на все Храмы нашей Матери-Церкви, обращен взор верующего человека, как на место общей молитвы, как на живоносный источник, из которого черпается вода, приводящая в Жизнь вечную. Храм есть источник спасения. А поэтому жизнь в храме трудами настоятеля, причта и прихожан, должна протекать согласно требованиям церковного Устава...

В Храме регулярно совершаются Богослужения, исполняются требы; во время каждого Богослужения произносятся проповеди на Евангельские и другие вероучительные темы, ведется распространение духовной литературы и предметов религиозного назначения.

С 1996 года при Храме в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех действует детская Воскресная школа.

Своей целью преподаватели ставят научить детей правилам Христианского благочестия. Этому способствуют преподаваемые предметы: Катехизис, Библейская история, церковные живопись и пение. Комплекс этих дисциплин традиционно называются "Законом Божиим".

Фонд действующей при Храме библиотеки насчитывает свыше тысячи экземпляров книг.

Миссионерская деятельность Храма не ограничивается церковной оградой: регулярно проводятся Библейские лекции, о которых население города информируется через СМИ. Также в местных газетах ("Маяк", "Новозыбковские вести") печатаются статьи, написанные по благословению отца настоятеля о Двунадесятых и Великих церковных праздниках.

Трудами настоятеля и общины поддерживается внутреннее благолепие храма. С 2003 года производится капитальный ремонт наружного фасада храма с применением современных технологий акрилового покрытия.

Храм, выполняя свое предназначение, подобно свече, освещает путь к Спасению, и ежедневно его отверстые двери призывют на молитву, дабы мы "едиными усты и единым сердцем" научались воспевать Богу АЛЛИЛУИЯ.

Также при храме действуют:

  • молодежный клуб "Катехумен" (проведение благотворительных акций, изучение Священного Писания, проведение Огласительных бесед, духовно-просветительская работа с образовательными учреждениями города и района).
  • Детский православный театр "Вифлиемская звезда": подготовка и проведение праздничных мероприятий и выступлений на христианской направленности.

Очерки из газет

  • Присоединены к православию священником Михайловской церкви города Новозыбкова Иоанном Нагорским мещанин заштатного города Нового Места Новозыбковского уезда Софроний Михайлов Малюшкин 22 лет; 22 апреля — мещанка посада Воронка, Стародубского уезда, Домна Иванова Арефьева, девица 23 лет и 27-го мая сего же года мещанин города Новозыбкова Василий Яковлев Ильин 24 лет, с оставлением всем трем присоединенным прежних их имен[1].
  • Священники Михайловской церкви села Галенки, Конотопского уезда, Александр Бурневский и Михайловской церкви города Новозыбкова Иоанн Нагорский, согласно прошению, перемещены один на место другого, 9 июня 1894 года[1].
  • Присоединены из раскола к православию священником Чудо-Михайловской церкви города Новозыбкова Александром Бурневским 19 февраля мещанин посада Шеломов, Новозыбковского уезда, Иван Григорьев Москвичев, 18 лет и мещанка города Новозыбкова Ирина Алоксеева Емельянова, 21 года от роду, с оставлением прежних имен[2].
  • Перемещен псаломщик Михайловской церкви города Новозыбкова Игнатий Затворницкий на псаломщическое место к Успенской церкви местечка Нового-Быкова, 3 мая 1895 года[3].
  • 3 сентября, в 8 часов вечера, возвратился в Чернигов из поездки по епархии Преосвященнейший Питирим, Епископ Новгородсеверский. Во время своей поездки Преосвященный посетил следующие села и города: Холявин, Роище, Репки, Кротынь, Радуль, где Преосвященный совершал литургию, Лопатни, Каменку, Ярыловичи, Горностаевку, Добрянку, где был отслжен молебен, Владимировку, Ваганичи, Хоробичи, Лемошовку, Сеньковку, Хреновку, Чуровичи, Фоевичи, Спиридонову-Буду, Карпиловку, Злынку, где был отслужен молебен, Деменку, Новозыбков, где Преосвященный совершал литургию, Замышлов, Манюки, Белый-Колодезь, Великую-Топаль, где Преосвященный служил панихиду по почившем Государе Александре III, 30 августа, Нижнее, Логоватое, Скрябин, Стародуб, Елионку, Солову, Воронок, где Преосвященный совершал литургию, Лужки, где был отслужен молебен, по окончании которого миссионеры вели беседу с раскольниками, Бразлов, Могилевец, Климов, Покровский-монастырь, Митьковку, Новозыбков, Городню, Дубровное, Смычин, Седнев и Бобровицу[4].
  • Присоединен из раскола в православие священником Чудо-Михайловской церкви города Новозыбкова Александром Бурневским 25 сентября сего года мещанин города Новозыбкова Иван Иванов Кондратьев, 20 лет от роду, с оставлением прежнего его имени[5].
  • Присоединены к православию священником Чудо-Михайловской церкви города Новозыбкова Александром Бурневским 11 минувшего мая, мещанка посада Свяцкой Домникия Потапова Горева 35 лет и 14 мая мещанка города Новозыбкова, Анна Василиева Малова 18 лет, обе старообрядки[6].
  • Просвещена св. Крещением священником Михайловской церкви города Новозыбкова, Александром Бурневским 4 сего августа еврейка мещанка города Чаус, Мошлевской губернии, девица Доба Гиршева Копель с наречением ей имени Вера[7].
  • Маршрут для обозрения Его Преосвященством церквей Черниговской епархии в июне и июле месяцах 1897 года. Новозыбковский уезд. Город Новозыбков. Церквей – 6. 28 июня (суббота). Ночлег. 29 числа, воскресенье, служение[8].
  • Присоединен к православию священником Чудо-Михайловской церкви города Новозыбкова Александром Бурневским 9 марта текущего года раскольник Австрийского толка мещанин посада Шеломов названного уезда Тимофей Евфимов Жуков, 22 лет[9].
  • Псаломщик Михайловской церкви города Новозыбкова Григорий Голубцов принят на службу в Тульскую епархию и Преосвященным Питиримом, Епископом Тульским и Белевским, 5 сего июня определен на должность псаломщика к церкви села Покровского на Плаве, Чертского уезда, 20 июня 1897 года[9].
  • Вакантное псаломщическое место при Михайловской церкви города Новозыбкова, с 19 сентября 1897 года[10].
  • Уволен от должности псаломщик Михайловской церкви города Новозыбкова Александр Кушнеревский, согласно его прошению, 19 сентября 1897 года[11].
  • Определен псаломщиком к Михайловской церкви города Новозыбкова учитель церковно-приходской школы села Осколкова, Мглинского уезда, Дометий Короткий, со званием исправляющего должность псаломщика, 11 октября 1897 года[12].
  • Маршрут для обозрения Его Преосвященством Антонием, Епископом Черниговским и Нежинским, церквей Черниговской епархии в июне и июле месяцах 1899 года. Через слободу Тимошкин Перевоз в город Новозыбков, ночлег с 28 на 29 июня 1899 года, ночлег, 29 июня богослужение, должны явиться причты населенных мест Замышев, Людков, Внуковичи[13].
  • Присоединена к православию священником Чудо-Михайловской церкви города Новозыбкова Александром Бурневским из Римско-Католического вероисповедания жена коллежского регистратора Николая Иванова Добровольского Людвига Адамова 29 от роду лет, с наречением ей имени Людмила, 5 марта 1899 года[13].
  • Преподается архипастырское благословение Михаилу Александрову Туссен за усердное в течение 9 лет исполнение обязанностей церковного старосты при Чудо-Михайловской церкви, Новозыбкова, 8 июля 1899 года[14].
  • Черниговский Отдел Императорского Православного Палестинского Общества организовал чтения и собеседования о Святой Земле в 1899-1900 годы, которые способствовали распространению среди православных жителей епархии верных сведений о Святой Земле, целях и деятельности Палестинского Общества. В городе Новозыбкове всех чтений было 15, а происходили они в помещении женской церковно-приходской школы. Чтения в большинстве случаев иллюстрировались световыми картинами при помощи волшебного фонаря, предложенного местной городской управой. Участвовали: заведывающий священник А. Бурневский, священники: А. Колмаков, Гр. Григоровский и Ф. Фомичев, инспектор народного училища В. Бабиевский, заведывающий городским училищем А. Коваленко, начальница гимназии А. Ананьева, учитель реального училища С. Белимович и учитель городского училища А. Зорин[15].
  • Присоединены к православию причтом Чудо-Михайловской церкви города Новозыбкова, 7-го апреля сего 1900 года, из раскола старообрядцы-безпоповцы: мещанин посада Шеломов Константин Васильев Кордюков, 17 лет; мещанин посада Злынки Варфоломей Поликарпов Орлов 18 лет и мещанин посада Климовой Евфим Акимов Малинников, 18 лет[16].
  • Утверждены членами благочиннического совета 1-го благочиннического округа Новозыбковского уезда священники – села Радонежского Иоанн Никитский и села Замышева Феодор Езерский и кандидатами по ним священники – города Новозыбкова Александр Бурневский и села Людкова Григорий Езерский, 1 марта 1901 года[17].
  • Черниговский Отдел Императорского Православного Палестинского Общества организовал чтения и собеседования о Святой Земле в 1900-1901 годы, которые способствовали распространению среди православных жителей епархии верных сведений о Святой Земле, целях и деятельности Палестинского Общества. Преосвященным Председателем Отдела, Преосвященнейшим Антонием, Епископом Черниговским и Нежинским, было предложено благочинным и священникам образовать особые комитеты для ведения чтений из духовенства и светских лиц, сочувствующих целям и задачам Палестинского Общества. Между всеми местами были распределены высланные советом Общества в распоряжение Отдела брошюры для ведения чтений и виды Палестины и листки для бесплатной раздачи. Кроме того Советом Общества были высланы в распоряжение Отдела туманные картины: серия в 100 картин на стекловидной бумаге и на стекле в количестве 36 комплектов. В выборе помещений для чтений комитеты не были стеснены. В большинстве местностей чтения велись в храмах и приурочивались к утренним или вечерним богослужениям, в некоторых селениях эти чтения предварялись или заканчивались чтением акафистов. Конечно, в большинстве случаев велись они по воскресным дням, но в великом посту некоторые отцы заведующие устраивали их на вечерних субботних богослужениях, когда по принятии св. тайн православные охотно и с любовью собираются послушать повествования о местах и событиях жизни и страданий Спасителя нашего. Чтения велись и в помещениях министерских и земских народных училищ, волостных правлений, сельских сборень. Чтения были организованы в 94 местах Черниговской губернии. В городе Новозыбкове чтения велись в здании Братской церковно-приходской школы при Чудо-Михайловской церкви, всех чтений было 9 и иллюстрировались они туманными картинами. Лекторами были: заведывающий чтениями священник Александр Бурновский, священники: А. Колмаков и Григоровский, преподаватели местных учебных заведений: А.В. Коваленко, Е.Н. Чернышов, П.Е. Казачков, И.А. Соловьев, Дрибинцев и начальница гимназии А.А. Ананьева. Особо потрудился в деле устройства чтений учитель городского приходского училища Даниил Петрович Монжелей, который в течение трех лет управлял фонарем на чтениях. Заведывающий чтениями в городе Новозыбкове священник А. Бурневский, между прочим, отмечает в своем отчете, что интерес к чтениям о Св. Земле не только не ослабевает, но все увеличивается. Места берутся с бою: еще задолго до начала чтений места на скамейках занимаются постоянными посетителями преимущественно простонародием и раскольниками, которым пришлись по душе эти чтения; публика, бывшая на чтениях комитета о народной трезвости, врывается волною в школу и замещает все проходы между скамьями и все свободное пространство как в школе, так и корридоре. Насколько помещение бывало переполнено, может свидетельствовать тот факт, что не смотря на зимний холод, чтения ведутся при открытых дверях, однако свечи меркнут и фонарь к концу действует слабо от недостаточности воздуха[18].
  • Определен на штатное диаконское место при Михайловской церкви города Новозыбкова диакон Иоанно-Предтечинской церкви села Марчихиной-Буды Глуховского уезда Феодор Бурневский, 1 марта[19].
  • Принят в духовное звание псаломщик Михайловской церкви города Новозыбкова Дометий Короткий, происходящий из мещан, 14-25 октября 1903 года[20].
  • Присоединен к православию священником Михайловской церкви города Новозыбкова Александром Бурневским, 25 июня сего 1904 года, из раскола австрийского согласия, мещанин города Новозыбкова Никита Никифоров Кузин, 21 года[21].
  • Алфавитный список церквей Черниговской епархии. Цель составления настоящего списка - дать хотя краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины. Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен. Новозыбковский уезд. Новозыбков, Чудо-Михайловская, каменной постройки 1867 года[22].
  • Собор Чуда Михаила Архангела, вторая половина 19 века, площадь Красная. Расположен на возвышенности в центральной части города, посреди обнесенного оградой и сильно заросшего деревьями участка. Сооружен по заказу местного купечества в 1867-1898 годы из кирпича и оштукатурен. Характерный для провинциальной архитектуры периода эклектики бесстолпный купольный храм в русско-византийском стиле. Крестообразный объем с короткими прямоугольными рукавами (восточный, алтарный дополнен полукруглой апсидой) увенчан в центре восьмериком с граненым куполом и главкой. Короткий переход соединяет храм с высокой трехъярусной шатровой колокольней, доминирующей в композиции. Ее растянутый в ширину нижний ярус несет четверик, над которым поставлен восьмерик звона с арками, завершенный шатром с главкой. В декоре фасадов стилизованные древнерусские архитектурные формы (аркатура в завершении стен, боковые порталы, щипцовые завершения нижнего яруса колокольни, проемы арок звона и шатер с кокошниками у основания, гуртами и слухами) эклектически соединены с отдельными барочными и классицистическими деталями (парные пилястры с кругами вместо капителей на углах объемов, высокий цоколь с прямоугольными нишами-филенками, профилированные антаблементы и обрамления арочных окон с уширенными архивольтами). С запада над главным входом, где выложена дата окончания строительства, устроен навес с ажурными металлическими консолями; по сторонам площадок с лестницами у боковых входов поставлены фонари на тумбах (сохранились частично). В интерьере выделяется основная часть с восьмериком на плоских парусах, перекрытая сомкнутым сводом. Широкими проемами она связана с рукавами, имеющими в своих центральных частях крестовые своды; такие же своды у перехода и средней части нижнего яруса колокольни, по сторонам которой устроены два помещения с лестницей к звону в левом из них. Внутреннее убранство храма и утварь относятся к концу 19 - 20 веку. Восьмиугольный участок обнесен низкой оградой с металлической решеткой на кирпичных столбиках и таком же основании. Ограда имеет трехпролетные ворота с западной стороны, украшенные филенками и фронтоном[23].

Литература

  1. а б Черниговские епархиальные известия, № 12, 1894 год.
  2. Черниговские епархиальные известия, № 6, 1895 год.
  3. Черниговские епархиальные известия, № 11, 1895 год.
  4. Черниговские епархиальные известия, № 18, 1895 год.
  5. Черниговские епархиальные известия, № 3, 1896 год.
  6. Черниговские епархиальные известия, № 12, 1896 год.
  7. Черниговские епархиальные известия, № 17, 1896 год.
  8. Черниговские епархиальные известия, № 11, 1897 год.
  9. а б Черниговские епархиальные известия, № 13, 1897 год.
  10. Черниговские Епархиальные Известия, №№ 13-20, 1897 год.
  11. Черниговские епархиальные известия, № 20, 1897 год.
  12. Черниговские епархиальные известия, № 21, 1897 год.
  13. а б Черниговские епархиальные известия, № 11, 1899 год.
  14. Черниговские епархиальные известия, № 13, 1899 год.
  15. Черниговские епархиальные известия, № 13, 1900 год.
  16. Черниговские епархиальные известия, № 17, 1900 год.
  17. Черниговские епархиальные известия, № 7, 1901 год.
  18. Черниговские епархиальные известия, № 15, 1901 год.
  19. Черниговские епархиальные известия, № 5, 1904 год.
  20. Черниговские епархиальные известия, № 9, 1904 год.
  21. Черниговские епархиальные известия, № 16, 1904 год.
  22. Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 годы, выпуск 7.
  23. Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 год.

Источники

Новозыбков, Собор Чуда Михаила Архангела. Каталог православных сооружений - описания и авторские фотографии православных монастырей, храмов, соборов, церквей, часовен. Проверено 13 марта 2022.
Паломничество в Новозыбков, храм Чуда Архистратига Михаила в Хонех – Азбука паломника. Азбука паломника. Христианские святыни всего мира. Проверено 4 июля 2021.
Храм в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех | Официальный приходской сайт. Сеть и бесплатный конструктор православных сайтов для официальных церковных организаций. Проверено 4 июля 2021.

Architecture.jpgСмотри также
Список памятников архитектуры города Новозыбков регионального значения